Современная автомобильная резина представляет собой довольно сложный продукт. Ее компаунд изготовлен по специальным технологиям, он содержит множество различных компонентов и добавок.
Когда покрышки отработали свое, их нужно правильно утилизировать. Складирование на свалках и сжигание уже давно считается неэкологичным, потому что серьезно вредит состоянию окружающей среды.

Неправильно захороненные шины постепенно подвергаются воздействию грунтовых вод и осадков, которые вымывают из полимера химические соединения и переносят их в почву. Естественным путем резина разлагается очень долго, этот процесс может занять 150-200 лет. Вред от сжигания еще более очевиден: токсичные вещества моментально попадают в воздух, а затем контактируют с людьми, животными и растениями.
Убедительные факты:
- чтобы изготовить одно колесо, производители используют до 35 л нефти;
- если сжечь покрышку, растения на этом месте не смогут расти до 10 лет;
- после утилизации тонны отработанных шин можно получить 700 кг резины.
К сожалению, в России процент утилизации отработанных покрышек очень низок. Если в Европейских странах он составляет около 30%, то у нас только 8%. Интересно, что лидером в этом является Япония – 87%.
Что такое «утилизация» и как она осуществляется?
Минимальный ущерб природе наносится тогда, когда изношенные покрышки полностью меняют свою структуру и становятся совершенно новым материалом. Компании, которые выполняют такую работу, используют несколько способов:
- Подвергают шины воздействию очень высокой температуры;
- Растворяют компаунд в нагретом битуме;
- Сжигают колеса в правильных, контролируемых условиях;
- Механически дробят покрышки в мелкую фракцию.
Химические методы в той или иной мере, все же загрязняют атмосферу. Поэтому в России более популярны предприятия по механической переработке.

Благодаря специальному оборудованию и определенной технологии отработанные шины становятся мелкой крошкой или гранулами. Эту смесь можно применять прямо в таком виде, например, для создания безопасного покрытия спортивных и игровых площадок.
Все чаще материал из измельченных покрышек используют в производстве дорожного полотна, при оформлении трапов и ступенек, мостов и террас, и даже для производства кровельных материалов.
Куда сдать шины на переработку?
Для многих автомобилистов самым простым способом является передача изношенной резины работникам СТО или шиномонтажной мастерской. При смене шин они оставляют свои старые колеса, а сотрудники мастерской после передают их перерабатывающим предприятиям, с которыми у них заключено соглашение. Конечно же, это нужно делать только по предварительной договоренности.
Также очень просто найти пункты сбора покрышек самостоятельно. Их адреса указаны в интернете. При поиске задайте название вашего города или ближайшего крупного населенного пункта, куда вы сможете привезти шины.
Нестандартные способы утилизации
Одним из самых распространенных способов самостоятельной утилизации старых шин является вторичное использование. Конечно, не в качестве автомобильных колес, а для организации дома или сада. Наверняка многие видели лебедей, вырезанных из шин, или цветы, высаженные в клумбу из покрышек.
При наличии фантазии и умелых рук из вышедших из употребления колес можно изготовить множество полезных предметов:
- декор для сада;
- детские качели;
- мебель для улицы и дома;
- объекты искусства (скульптуры и инсталляции).
Зачастую для подобной работы достаточно только острого ножа и краски нужных цветов.
Самостоятельное изготовление резиновой крошки для личного использования
Фактически, старые шины можно измельчить в мелкую фракцию даже в домашних условиях. Это потребует определенных ресурсов, но в результате получится некоторое количество очень удобного в работе материала.

Преимущества резиновой крошки
- безопасность – такое покрытие обладает высоким амортизирующим эффектом и очень низким коэффициентом скольжения. Поэтому крошка так хорошо подходит для покрытия детских игровых, спортивных и тренировочных площадок;
- долговечность и надежность – покрытие, изготовленное из резиновой крошки, не подвержено механическому и химическому воздействию, на нем не образуются царапины и не видны дефекты, оно не боится перепадов температур и осадков. Ориентировочно оно прослужит от 10 до 15 лет;
- сухость – покрытие чрезвычайно быстро высыхает, на нем не образуются лужи и лед;
- эстетика – изделиям из крошки можно придать любой цвет на собственный выбор. В последствии они не выгорают и практически не меняют свой внешний вид.
При грубых подсчетах для покрытия 1 м2 используется около 8 кг резины (слой засыпки 10 мм). Покрышки можно разрезать ножницами, острым ножом или гильотинным резаком.
Последовательность действий:
- удалить металлокорд;
- разрезать шину на узкие полоски;
- полоски измельчить (чем аккуратнее будут выглядеть фрагменты, тем красивее получится покрытие);
- добавить полиуретановый или другой органический клей;
- при необходимости покрасить в выбранный цвет.
Для укладки полученной смеси потребуется валик. Сам процесс происходит очень просто – нужно выложить полученную смесь на выбранный участок и прокатать валиком. Однако не стоит слишком сильно придавливать. Если покрытие получится чрезмерно плотным, оно потеряет часть своих водопроницаемых свойств.
Утилизация шин может стать отличной идеей для стартапа. Пока на рынке России таких предприятий немного, конкуренция будет довольно низкой. Затраты на вход в бизнес относительно невелики, сырья много и стоит оно дешево. Помимо получения собственной выгоды владельцы таких компаний делают очень весомый вклад в развитие страны. Они защищают экологию от токсичных веществ и повышают качество жизни своих сограждан.