Федеральный проект "Безопасность дорожного движения"
  • 28.10.2021
ПДДШКА РФ

Проект о безопасности дорожного движения

Федеральный проект “Безопасность дорожного движения”

Автор:ПДДШКА

Федеральный проект направлен на достижение к 2024 году целевого показателя сокращения смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности).

В настоящее время наблюдается позитивная тенденция сокращения смертности. Так, с 2012 года количество погибших на дорогах снизилось на треть (с 27991 в 2012 году до 19088 в 2017 году). Показатели федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах” были выполнены ранее намеченного срока. Эти результаты подтвердили верность выбранного подхода, основанного на комплексном системном воздействии на все субъекты правоотношений в области дорожного движения.

Решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, потребует активизации усилий всех заинтересованных органов власти. При этом целесообразно сохранение подходов к организации этой работы, положительно зарекомендовавших себя в предыдущие годы. В то же время при сохранении существующей динамики сокращения смертности в дорожном движении достичь поставленных целей, очевидно, не удастся. Необходимы выработка и применение новых подходов к повышению безопасности дорожного движения.

Достижение указанных целей будет осуществляться за счет материально-технического перевооружения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, развития информационных технологий, оснащения организаций здравоохранения санитарным транспортом, пропагандистско-воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников движения и их родителей. Планируется решать задачи по повышению ответственности участников дорожного движения за наиболее грубые нарушения правил дорожного движения, совершенствованию квалификации водителей транспортных средств, обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств установленным требованиям, созданию правовой основы для развития беспилотных технологий управления автомобилями. В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации (поручение от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145) планируемые мероприятия определены с учетом основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р).

Показателями федерального проекта являются социальный риск (количество погибших на 100 тыс. населения).

Методика расчета показателя социального риска основана на данных о количестве погибших в дорожно-транспортных происшествиях, определяемых в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647, а также прогнозных значениях численности населения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 годы, формируемых Росстатом. В то же время задачей 3.1 федерального проекта (“Приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование учета дорожно-транспортных происшествий”) является пересмотр данной методики в целях учета всех источников данных, включая медицинские организации и организации записи актов гражданского состояния.

Планируемая динамика сокращения социального риска определена с учетом результатов анализа опыта, накопленного в процессе реализации федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах”. Так, в период с 2018 по 2021 годы прогнозируется замедление динамики сокращения социального риска (по сравнению с периодом 2014 – 2017 годов), что обусловлено следующими причинами:

– исчерпание ресурсов организационно-правовых механизмов воздействия на поведение участников дорожного движения (прежде всего водителей), в том числе созданных в процессе реализации федеральной целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах”;

– завершение острой фазы экономического кризиса и переход к росту экономических показателей, что влечет за собой увеличение объемов грузо- и пассажироперевозок, повышение мобильности населения за счет ускорения темпов прироста парка автотранспортных средств (до 2 – 2,5 млн. ед. в год против 0,5 – 0,8 млн. ед. в “кризисных” 2015 – 2016 годах), а также вследствие интенсификации бизнес-процессов, развития туризма, перемещения рабочей силы и пр.

В период с 2022 по 2024 годы ожидается существенное ускорение динамики снижения социального риска, что связано, главным образом, с использованием потенциала, накопленного в процессе реализации первого этапа (2018 – 2020 годы) Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы, включая:

– изменение поведения участников дорожного движения путем оптимального сочетания методов убеждения и принуждения, связанных с разработкой и реализацией единой информационной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также совершенствованием организационно-правовых механизмов надзорной деятельности;

– развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения как участниками дорожного движения, так и субъектами этой деятельности (развитие мобильных приложений, позволяющих привлекать граждан к надзору за соблюдением правил дорожного движения);

– реализация комплекса мер по повышению безопасности уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, детей и пр.);

– использование потенциала институтов страхования гражданского и имущественного страхования;

– применение телематических и иных инновационных технологий в целях контроля за дисциплиной водителей, режимом труда и отдыха профессиональных водителей;

– повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении профессиональных участников рынка перевозок пассажиров и грузов, а также в отношении владельцев автомобильных дорог и улиц;

– совершенствование системы автоматической фиксации правонарушений в области дорожного движения, повышением ее мобильности и функциональности;

– установление правового статуса и ответственности диспетчерских служб (агрегаторов) каршеринга и такси;

– адресная ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

– качественное совершенствование улично-дорожной сети регионального и местного значения за счет расширения адресности и географии реализации национального проекта “Безопасные и качественные дороги”;

– внедрение инновационных мер и технологий организации дорожного движения, развитие интеллектуальных транспортных систем, цифровизация процессов управления дорожным движением и дорожным хозяйством;

– дальнейшее развитие систем общественного транспорта, а также реализация крупных инфраструктурных проектов развития железнодорожных и водных транспортных путей, повышение доли перемещаемых посредством них пассажиров и грузов;

– дальнейшее развитие системы подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;

– совершенствование системы обеспечения удовлетворительного технического состояния транспортных средств на всех этапах жизненного цикла;

– дальнейшее омоложение парка транспортных средств, повышение уровня их пассивной и активной безопасности, а также внедрение новых автоматических систем помощи вождению (экстренной остановки перед препятствием, удержания в полосе и пр.);

– повышение оперативности вызова экстренной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия (в том числе с применением системы “ЭРА-ГЛОНАСС”);

– обучение широких слоев населения методам оказания первом помощи пострадавшим;

– снижение уровня потребления алкоголя населением, системной деятельностью по предупреждению случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения;

– модернизация системы формирования и расходования дорожных фондов, включая введение ограничений на нецелевое использование субъектами Российской Федерации средств этих фондов;

– систематизация и приведение к единым стандартам систем управления безопасностью дорожного движения регионального и местного уровней.

Реализация федерального проекта окажет непосредственное влияние на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:

– обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

– повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

– вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых.

Рисками реализации федерального проекта являются:

1. Рост автомобилизации населения;

2. Разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;

3. Снижение среднего возраста водительского состава;

4. Приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

5. Недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения; 6. Применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code